Область: город Астана
Город: Астана

Конкуренция на рынке потребительского кредитования – это соперничество между банками за привлечение новых и (или) удержание действующих клиентов. В условиях развитой конкуренции банки снижают процентные ставки, повышают качество обслуживания и способствуют повышению потребления, что, в итоге, благоприятно сказывается на экономике. Вместе с тем, усиление конкурентной борьбы и снижение прибыльности может стимулировать участников рынка предоставлять более рискованные займы. Реализация рисков банкротства финансовых организаций по причине невозврата заемных средств – болезненный вопрос для нашей страны, где за последние два десятилетия четко прослеживается парадигма «приватизация прибыли – национализация убытков».

В условиях неоднозначности эффектов от соперничества между банками крайне важно отслеживать действующие тенденции на рынке потребительского кредитования и в банковском секторе в целом, в том числе для ответа на ряд исследовательских вопросов. Находится ли на данный момент рынок в равновесии между выгодами и издержками от конкуренции? Каков характер конкурентной борьбы между действующими участниками рынка? Оказывает ли государство искажающее воздействие на рыночные процессы, тем самым формируя барьеры или вынуждая банки видоизменять собственные бизнес-модели в части ценообразования и (или) оценки рисков? К сожалению, такие вопросы не изучались казахстанскими регуляторами в достаточной мере.

Цели настоящего исследования:

  1. Оценка состояния конкуренции между банками на микроуровне с помощью динамических, структурных и неструктурных показателей.
  2. Выявление признаков нарушения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции как на рассматриваемом рынке, так и на смежных рынках.
  3. Формирование аналитического инструментария для последующих исследований в данной сфере.

Разделе 1 нами было описано текущее состояние банковского сектора, а также рассмотрены некоторые сопутствующие экономические эффекты от банковской деятельности по выдаче потребительских займов.

В Разделе 2 приводится оценка уровня закредитованности казахстанцев, с тем чтобы выявить социальные эффекты от функционирования рынка.

Раздел 3 посвящен оценке состояния конкуренции на рынке и измерении рыночной власти субъектов. Рассчитаны микроэкономические индексы, индикаторы и другие показатели, напрямую или косвенно сигнализирующие не только о структуре конкурентной среды, но и о характере соперничества между банками.

В Разделе 4 представлены заключительные выводы и рекомендации.

Документы