Область: город Астана
Город: Астана

Железнодорожные грузоперевозки – это базовая отрасль казахстанской экономики, которая оказывает влияние на различные внутренние товарные рынки и играет ключевую роль в реализации транзитного потенциала страны. Текущая геополитическая обстановка в ближнем зарубежье, возрастающий спрос на отечественные сырьевые товары, а также усиливающаяся экономическая экспансия Китая в Европу, РФ и Узбекистан, в совокупности предоставляют возможности для Казахстана укрепить существующие торгово-экономические взаимоотношения с государствами-партнерами и получить сопутствующую сверхприбыль. Однако проводимая политика государства по субсидированию транспортно-логистических издержек на социально значимые товары за счет сдерживания тарифов естественной монополии АО «НК «КТЖ» значительно снизила шансы на своевременную интеграцию: отягощенный долгами холдинг и изношенная инфраструктура не позволяют реализовать возникшие преимущества в полной мере.

В 2018 году в рамках пилотного проекта отраслевого регулятора были осуществлены проконкурентные реформы, с тем чтобы разрешить существующие проблемы на рынке железнодорожных грузоперевозок. В тестовом режиме был представлен доступ двум частным перевозчикам – ТОО «ТТТ Сервис» и ТОО «DAR Rail». На сегодняшний день можно отметить множество положительных результатов появления новых компаний на монополизированном рынке. В то же время отсутствие недискриминационного доступа частных компаний к магистральной железнодорожной сети и дихотомия социальных и экономических задач государства воспрепятствовали конкуренции стать ощутимым драйвером развития казахстанских железных дорог. При этом самая главная реформа – выделение национального оператора инфраструктуры – была намечена еще в конце 2000-х, но так и не реализована доныне.

В условиях конфликта внутренних и внешних политических интересов, большого количества возможностей и рисков, особенно важно по-новому взглянуть на предлагаемые меры трансформации отрасли, а также спрогнозировать возможные эффекты опираясь на актуальную статистическую информацию.

Целью настоящего исследования является анализ сценариев трансформации отрасли железнодорожных грузоперевозок. Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Выявление основных проблем отрасли для того, чтобы рассматривать каждый из сценариев на предмет разрешения таких проблем.

2. Сбор статистической информации.

3. Построение динамических рядов (прогнозирование).

Исследование состоит из 3 Разделов. В Разделе 1 излагается текущее состояние отрасли и определяются основные проблемные вопросы.

В Разделе 2 производится анализ сценариев развития с учетом качественных и количественных индикаторов.

В Разделе 3 представлены основные выводы и рекомендации. Настоящий анализ не имеет юридической силы. Мнение АЗРК может не совпадать с мнением аналитиков АИЦРК.

Документы